Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект изучения социально-психологических проблем семьи воспитывающей детей c интеллектуальной недостаточностью 6
1.1 Интеллектуальная недостаточность ребенка как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Роль семьи в воспитании и обучении ребенка с интеллектуальной недостаточностью 11
1.3 Особенности процесса воспитания и обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Организация исследования выявлению социально психологическая ситуация, возникающей в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью 23
2.1 Организация исследования 23
2.2. Результаты исследования 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложения 35
Фрагмент для ознакомления
2
Игровой тренинг, театрализация, состязательность, равноправный духовного контакт, импровизации - основные методы организации направленной игровой деятельности, которые обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов - заместителей никогда не встречается у детей c интеллектуальной недостаточностью при их поступлении в специальные дошкольные учреждения.
У детей с нарушениями в развитии отсутствует подлинный интерес к игрушкам, как правило, он быстро насыщается ими. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Поэтому важно их обучать игре, иначе она не займет ведущее место и, следовательно, не окажет воздействие на психическое развитие.
Игровая деятельность должна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Данный раздел занимает центральное место в программе воспитания и обучения детей c интеллектуальной недостаточностью. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению к школе.
Игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. Среди всех видов особенно выделяют сюжетно- ролевые игры. Ребенок должен быть подготовлен, для того, чтобы у него возникло желание играть в месте с детьми. Можно также смело применять фрагменты подвижных игр, если учесть потребность детей в движении. Игра дает возможность сформировать такие стороны психики, благодаря которым в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Важнейшим достижением игровой формы является приобретение чувства коллективизма, который характеризует нравственный облик ребенка и перестраивает его интеллектуальную сферу. В такой игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Игра способствует развитию восприятия, мышления, памяти, речи. Характер деятельности ребенка определяет его уровень развития мышлении. Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.
Ребенок в основном приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от окружающих. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре. Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашечки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.
Установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры является очень важным моментом. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу. Особенно показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.
Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить собой образ другого человека - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий.
Выдающий педагог Эльконин выделяет три стадии этого процесса. Ребенок сосредоточен на познании самих предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. Таким образом, на этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений. Игра является одной из целенаправленных методов, с помощью её можно мотивировать и нацеливать ребенка на действенные отношения друг с другом и педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.
Через игру ребенок познает окружающие предметы, благодаря ей происходит более тесное взаимоотношение с другими детьми, таким образом создается ситуация познания друг друга. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, т.е. основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания положительных отношений к ним.
Лишь при правильном педагогическом руководстве можно обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры.
Игра это ролевой сюжет, поэтому педагог является руководителем этого сюжета. С помощью игры можно активизировать у детей формирование нравственных отношений. Поэтому очень важно развиваемый сюжет пополнить многочисленными эпизодами.
Педагог может достичь требуемой цели, если вступает с детьми в ролевые отношения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бернс Р.А. Развитие Я-концепции и воспитание./Р.А. Бернс - М.: Прогресс, 1986. – 347 с.
2. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений./ А.А. Бодалев - М.: Педагогика, 1979. – 275 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович – СПб.: Питер, 2008. –298 с.
4. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростков./Г.В. Бурменская - М.: МПСИ, 2008. – 656 с.
5. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А.Я. Варга : Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1985. - №4. – 193 с.
6. Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания / А.Я. Варга: ОГИ, Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. – 315 с.
7. Вершинина Л.В. Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ / Под ред. Л.В. Вершининой. –Томск: ТГПУ, 2006. –237с.
8. Волков Б.С. Практические вопросы детской психологии./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова// СПб.: Питер, 2009. – 412с.
9. Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. /Б.С. Волков, Н.В. Волкова// СПб.: Питер, 2008. –342 с.
10. Волкова Б.С. Трудные дети или трудные родители/ Б.С. Волкова -М.: Педагогика, 1992. –179 с.
11. Выготский Л.С. Собр. Соч. В.6 т./ Л.С. Выготский: – М., 1983. –367с.
12. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Под ред. П.К. Анохина. – М.: Наука, 1966. – 412с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Сфера, 2001. – 215с.
14. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ./ Т.А. Данилина –М.: Айрис-пресс, 2006. –117с.
15. Дружинин В.Н. Психология семьи./В.Н. Дружинин - СПб.: Питер. 2006. –165с.
16. Додокина, Н.В. Семейный театр в детском саду. Игры детей Поволжья: традиции и современность: метод.пособие для специалистов учреждений образования и культуры / Н.В. Додокина, Е.С. Евдокимова, Ю.В. Езубова, И.В. Сластенова. – Волгоград; Саратов: ЦОП, 2004
17. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. –217с.
18. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования личности. Принцип развития в психологии. Сборник статей / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1978. –293 с.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка./А.И. Захарова –М.: Просвещение, 1993. –314 с.
20. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева //–М.: Академия, 1999. –217с.
21. Истратова О.Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов./ О.Н. Истратова –Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 269 с.
22. Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье. / Л.А. Киреева, И.И. Мамайчук //Л.: Ленингр. орг. общества «Знание» РСФСР, 1986. – 164с.
23. Кирикова, М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям: автореф. дис. канд. пед. наук / М.И. Кирикова. – М., 2009
24. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений./Е.В. Котова –Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2003. –203 с.
25. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учебное пособие / М.П. Краузе –М.: Академия, 2006. –241с.
26. Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т. / В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской // –М.: ЧеРо, 2006. –151с.
27. Низова А.М. Функции семьи и воспитание детей / А.М. Низова // Сб. науч. трудов «Воспитательные возможности семьи». – М., 1981
28. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие./ В.Э. Пахальян –СПб.: Питер, 2006. –411с.
29. Прокопьева, М.М. Семейная педагогика: уч. пособие / М.М. Прокопьева. – Якутск: Бичик, 2000
30. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: уч. пособие / Р.В. Овчарова. – М., 2006. – 496 с
31. Певзнер, М.С. Основы дефектологии / М. С. Певзнер. – М., 1989
32. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» – М., Просвещение, 1986
33. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. / Н.Ю. Синягина–М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –226с.
34. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностика.Семья и формирования личности. / В.В. Столин–М.: Просвещение, 1979. –195с.
35. Сухарева, Е.Г. Вопросы исследования познавательных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями / Е. Г. Сухарева. – М., 1986
36. Тейлор К.И. Психологические тесты и упражнения для детей./ К.И. Тейлор- М.: Апрель-Пресс, 2008. –157с.
37. Хараш А.У. Ребёнок в семье - воспитуемый или воспитатель? / А.У. Хараш, О.М. Дерябина // М.: Просвещение,2001- 264 с.
38. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка./ Г.Т. Хоментаускас –М.: Педагогика, 1989. – 243 с.
39. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия./Э.Г. Эйдмиллер –Л.: Медицина, 1990. –342 с.
40. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. /Э.Г. Эйдмиллер –М. –СПб.: Фолиум, 1996. – 117 с.